[лат. Pacta Lateranensia; итал. Patti Lateranensi], общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI гос. секретарем Папского престола кард. Пьетро Гаспарри и от имени кор. Виктора Эммануила III председателем Совета министров Итальянского королевства Бенито Муссолини. Л. с. урегулировали «римский вопрос», т. е. претензии Папского престола к Итальянскому гос-ву, связанные с захватом итальянскими войсками в 1870 г. Рима и упразднением Папского гос-ва; было создано суверенное гос-во-город Ватикан, определено правовое положение католич. Церкви в Италии. В состав Л. с. вошли трактат с 4 приложениями (план территории Ватикана, планы зданий с правом экстерриториальности, планы зданий с гарантией неприкосновенности, финансовая конвенция) и конкордат между Папским престолом и Итальянским королевством. Вступили в силу после ратификации итал. парламентом (27 мая 1929) и обмена ратификационными грамотами в Апостольском дворце в Ватикане 7 июня 1929 г.
После ликвидации Папской области в процессе создания единого Итальянского королевства (Рисорджименто) и объявления Рима его столицей (3 февр. 1871) 13 мая 1871 г. итал. парламент принял Закон о гарантиях, закреплявший за папой Римским статус священной и неприкосновенной фигуры, но ограничивавший его владения Ватиканским и Латеранским дворцами, базиликой св. Петра в Риме и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. В качестве компенсации за утраченные земли Папской области Итальянское королевство обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу ренту в размере 3 млн 225 тыс. лир. Однако в ответ на Закон о гарантиях 15 мая 1871 г. папа Римский Пий IХ издал энциклику «Ubi nos», где заявил о непризнании нового Итальянского гос-ва, т. к. оно узурпировало законно принадлежавшие Папскому престолу в качестве Патримония св. Петра Папскую область и Рим, и объявил себя «узником Ватикана», отказываясь покидать территорию Ватиканского дворца. В 1872 г. Папский престол официально отказался от получения ренты, установленной Законом о гарантиях. Политики папы Пия IX в отношении Итальянского королевства в целом придерживались и его преемники - папы Римские Лев XIII (1878-1903), Пий X (1903-1914) и Бенедикт XV (1914-1922); Папский престол воздерживался от к.-л. офиц. отношений с Итальянским гос-вом.
Приход к власти в 1922 г. Муссолини и установление в Италии фашистского режима способствовали изменению в сфере государственно-церковных отношений. С целью укрепить международные позиции нового режима, а также добиться поддержки итальянцев Муссолини выдвинул неск. предложений по решению «римского вопроса». По его поручению в 1925 г. министр юстиции А. Рокко возглавил специальную комиссию по реформе итал. религ. законодательства, а с 1926 г. начались тайные предварительные переговоры с Папским престолом о возможном урегулировании «римского вопроса». 6 авг. 1926 г. состоялась 1-я встреча между представителем итал. правительства Д. Бароне и сотрудником гос. секретариата Папского престола адвокатом Ф. Пачелли (старший брат буд. папы Римского Пия XII). В качестве условий для решения «римского вопроса» Пачелли обозначил восстановление под суверенитетом Римского папы Папского государства независимо от размеров его территории, а также одновременное заключение конкордата между Папским престолом и Италией. В ходе последующих встреч между Бароне и Пачелли (авг.-сент. 1926) были оговорены отдельные детали реализации этих условий, однако встречи не имели статуса переговоров. Лишь 4 окт. Бароне получил от итал. правительства офиц. разрешение на проведение предварительных переговоров по «римскому вопросу», а 6 окт. аналогичное разрешение от Папского престола получил Пачелли. 24 окт. кард. П. Гаспарри направил Пачелли письмо, содержавшее перечень минимальных требований к буд. соглашению, в т. ч. обеспечение неприкосновенности и абсолютной собственности на территорию, находившуюся под реальной властью Папского престола, признание положений договора др. гос-вами, имевшими дипломатические отношения с Папским престолом и Италией, а также заключение соглашения, к-рое должно было стать основой для итал. законодательства о религии. В этом же письме кард. П. Гаспарри ответил Бароне на присланную записку, где предлагались 2 варианта решения «римского вопроса»: предоставление территориального суверенитета Папскому престолу или предоставление личного суверенитета папе Римскому с указанием на предпочтительность 1-го варианта «как более ясного и поэтому отвечающего цели» (Martini. 1963. P. 95).
К кон. нояб. 1926 г. был выработан 1-й вариант текста трактата, содержавшего 16 статей. Ст. 1 подтверждала ст. 1 т. н. Альбертинского статута от 4 марта 1848 г. (Конституция Сардинского королевства, с 1861 распространенная на все Итальянское королевство), по к-рой католицизм провозглашался единственной гос. религией в Италии. Для свободы и независимости папы Римского при осуществлении им духовной власти признавался территориальный суверенитет Папского гос-ва, границы которого обозначались Ватиканом, Латеранским дворцом и виллой Дория-Памфили близ Ватиканского холма. «Римский вопрос» считался решенным и иностранные державы приглашались принять участие в подписании соглашения. В 1-м варианте не содержалось положения о признании Итальянского королевства со стороны Папского престола, а предоставление территориального суверенитета Папскому гос-ву объявлялось «уступкой» Папскому престолу со стороны Италии, что вызвало неприятие у папы Римского Пия XI.
В кон. 1926 г. главным условием продолжения переговоров папа Пий XI обозначил не только подписание трактата, но и заключение конкордата между Папским престолом и Итальянским королевством, который должен был регулировать деятельность католич. Церкви и ее орг-ций в Италии. В февр. 1927 г. Бароне и Пачелли закончили работу над составлением текста проекта конкордата. Изначально Пачелли внес в текст положения, по к-рым гос-во гарантировало католич. Церкви «свободное отправление ее духовной власти и церковной юрисдикции, свободную администрацию и ведение своих дел и управление своим имуществом согласно божественным законам и каноническому праву» (Salvatorelli, Mira. 1952. P. 435): за Римским папой признавалась полнота законодательной, исполнительной и судебной власти на территории Папского гос-ва; Итальянское гос-во гарантировало преподавание католич. вероучения во всех учебных заведениях на всех ступенях образования; церковные учебные заведения начального, среднего и высшего образования приравнивались к государственным; церковный брак признавался имеющим равную гражданскому браку юридическую силу. Однако Бароне переработал текст проекта конкордата, удалив положения о признании тройной гос. власти за папой Римским; религ. воспитание было ограничено преподаванием катехизиса в начальной школе, удален пункт о признании равенства гос. и церковных учебных заведений, признание юридической силы за церковным браком предполагалось лишь последующим внесением изменений в итал. законодательство. В то же время Бароне оставил в тексте положения о свободе сообщений Папского престола с католич. миром, об освобождении католич. клириков от военной службы, о признании гражданскими властями главных церковных праздников выходными днями; дозволялась деятельность светских католич. организаций, входивших в состав «Католического действия» (Azione Cattolica), при условии, что эта деятельность не будет носить политический характер. Итал. правительство гарантировало внесение изменений в законодательство о религии.
В ходе переговоров остро встал вопрос о молодежных католич. организациях, входивших в состав «Католического действия», т. к. в условиях усиления фашистской диктатуры деятельность любых образовательных и спортивных орг-ций, не связанных с Национальной фашистской партией, была сильно ограничена. Еще 3 дек. 1926 г. Бароне предупредил Муссолини, что ход переговоров может оказаться под угрозой, если не будут учтены требования папы Пия XI, касавшиеся свободы деятельности молодежных католич. орг-ций. Однако 9 апр. 1928 г. был издан королевский декрет, запрещавший все молодежные орг-ции, кроме юношеских фашистских движений «Балилла» и «Авангардисты». 17 апр. папа Пий XI направил Пачелли письмо, в к-ром поручил подготовить заявление о прекращении переговоров по «римскому вопросу». Угроза прекращения переговоров заставила Муссолини издать 14 мая 1928 г. циркуляр префектам королевства, где разъяснялось, что нормы декрета относились только к тем молодежным орг-циям полувоенного характера, к-рые противостояли «Балилле».
Новый проект текста конкордата был выработан к кон. марта 1928 г., в него удалось включить неск. новых положений, благоприятных для Папского престола, таких как отказ гос-ва от права требовать отставки епископов по политическим причинам и не вошедшая в окончательный текст конкордата статья об удалении из епископской присяги политических обязательств. Летом 1928 г. в новые варианты трактата и конкордата вносили исправления и изменения. Наибольшие трудности по-прежнему вызывали вопросы о границах территории Папского гос-ва и о религ. образовании в школах. 1 июня 1928 г. папа Пий XI в письме к Пачелли указал на необходимость религ. воспитания не только в начальной, но и в средней школе, однако в представленном 20 авг. проекте конкордата пункт об этом вновь отсутствовал, и 1 сент. кард. П. Гаспарри сообщил Пачелли о недовольстве папы, поскольку «его требования (столь разумные и скромные) в отношении... религиозного обучения в средней школе не были приняты во внимание» (Scoppola. 1971. P. 137). В авг. 1928 г. папа Римский Пий XI выразил согласие на высказанное Муссолини еще в янв. того же года предложение об ограничении суверенитета Папского гос-ва территорией Ватикана, в то время как вилла Дория-Памфили стала бы территорией, зависимой от Ватикана, но без суверенитета. 7 сент. 1928 г. кард. П. Гаспарри в письме к папе Пию XI выразил надежду, что данная уступка поможет добиться от итал. правительства принятия др. требований Папского престола (Martini. 1963. P. 99). Однако сохранявшаяся в тексте трактата формула «Италия уступает...» вызывала большое недовольство папы. 7 сент. Бароне сообщил Муссолини о том, что папа принял все предложения итал. правительства, кроме пунктов о церковном браке и религ. обучении.
22 нояб. кор. Виктор Эммануил III письменно уполномочил Муссолини начать офиц. переговоры между Итальянским гос-вом и Папским престолом, а 25 нояб. офиц. полномочия были выданы папой Пием XI кард. П. Гаспарри. После смерти Бароне (4 янв. 1929) Муссолини лично проводил переговоры с Пачелли, и до 9 февр. они разработали 7 редакций трактата и конкордата. Хотя в сер. янв. в текст конкордата был внесен пункт о введении религ. обучения в начальных, средних и высших учебных заведениях, 31 янв. Муссолини добился ограничения религ. обучения в начальной и средней школах, согласившись в то же время с требованиями папы о признании за церковным браком той же юридической силы, что и за гражданским. Относительно территориального вопроса был достигнут компромисс: суверенитетом наделялась только территория Ватиканского холма, а остальные 12 зданий в Риме и папская летняя резиденция в Кастель-Гандольфо получали статус экстерриториальности; упоминание о вилле Дория-Памфили в итоговых проектах было удалено. Также формула «Италия уступает...» была заменена формулой «Италия признает...». 7 февр. 1929 г. кард. П. Гаспарри официально объявил аккредитованным при Папском престоле дипломатам, что переговоры по «римскому вопросу» ведутся и близки к завершению. 11 февр. в Латеранском дворце итоговые тексты Л. с. были подписаны кард. П. Гаспарри и Муссолини; на церемонии присутствовали секретарь Конгрегации по чрезвычайным церковным делам пресв. Ф. Боргоньини Дука, его заместитель пресв. Дж. Пиццардо, Пачелли, министр юстиции Рокко и секретарь Министерства иностранных дел Д. Гранди.
Основными документами в составе Л. с. были трактат и конкордат. Главным значением трактата явилось решение «римского вопроса» путем создания нового Папского гос-ва под наименованием «Город Ватикан» (итал. Città del Vaticano), к-рое Италия признавала суверенным, независимым и нейтральным гос-вом под юрисдикцией Папского престола (ст. 3); в свою очередь Папский престол признавал Итальянское королевство под властью Савойской династии и Рим в качестве столицы этого гос-ва (ст. 26). Трактат подтверждал положение Альбертинского статута о статусе католицизма как гос. религии в Италии (ст. 1); Папский престол признавался самостоятельным в международных отношениях (ст. 2), а также в сношениях с религ. орг-циями и об-вами на территории Италии (ст. 5); для обеспечения свободы сообщений трактат предусматривал создание телеграфных, телефонных и почтовых служб и сооружение железнодорожной станции на территории Ватикана (ст. 6). Римский папа признавался персоной священной и неприкосновенной, покушение на его жизнь или оскорбление приравнивалось к покушению на жизнь или оскорблению короля (ст. 8). Подданными Ватикана считались те, чье место жительства находилось на его территории. Лица, меняющие свое место жительства и поселяющиеся за пределами гос-ва Ватикан, автоматически становились подданными Итальянского королевства, при условии, что они не имеют иного гражданства или подданства (ст. 9), за исключением кардиналов курии, живущих в Риме, к-рые, даже если живут за пределами Ватикана, сохраняют его подданство, пользуясь правами и привилегиями принцев крови (ст. 21). Согласно ст. 12, стороны устанавливали дипломатические отношения и обменивались представителями на уровне послов. Послом Италии при Папском престоле был назначен один из высших фашистских функционеров Ч. М. де Векки, граф ди Валь Чисмон, папским нунцием в Риме - пресв. Ф. Боргоньини Дука, в связи с этим рукоположенный во епископа. Итальянское гос-во гарантировало Папскому престолу свободу дипломатических отношений со странами, включая те, с к-рыми у Италии не было дипломатических отношений. Папский престол выражал желание остаться в стороне от любых межгос. объединений, не быть замешанным в к.-л. конфликтах между державами, не участвовать ни в каких международных конгрессах, за исключением тех случаев, когда страны, находящиеся в конфликте, обратятся к нему с просьбой о посредничестве. Т. о., гос-во-город Ватикан объявлялся гос-вом постоянно нейтральным (ст. 24). Трактат отменял Закон о гарантиях от 13 мая 1871 г. и все остальные акты, противоречащие заключенному трактату (ст. 26).
Большая часть положений трактата касалась территориальных вопросов. Территория нового гос-ва составляла 44 га, и папа Пий XI объяснял это желанием показать, что «наместником Иисуса Христа движет не земная жадность, а только сознание того, меньше чего невозможно требовать; ибо некоторый территориальный суверенитет есть условие, всеми признаваемое, необходимое для всякого настоящего суверенитета с юридической точки зрения, а следовательно, нужен некоторый минимум территории, достаточной для опоры этого суверенитета» (Montesquiou-Fezensac. 1936. P. 14). Помимо этого, приложениями 2 и 3 определялся статус 20 комплексов зданий за пределами Ватикана (папские базилики Рима и примыкающие к ним строения, дворцы (палаццо) ряда конгрегаций Римской курии, здания папских ун-тов, папская резиденция в Кастель-Гандольфо и др.), среди к-рых 12 комплексов получали право экстерриториальности, не могли быть изъяты и освобождались от налогов, а остальные 8 освобождались от возможности изъятия и налогообложения без права экстерриториальности. К трактату также прилагались: чертеж, определяющий границы гос-ва-города Ватикан; чертежи зданий, получающих право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5% облигаций на сумму в 1 млрд лир (итоговая сумма тех средств, к-рые должны были выплачиваться ежегодно по Закону о гарантиях, но не принимались Папским престолом).
Конкордат определил положение Римско-католической Церкви в Италии, ее права и привилегии, отношения с итал. законодательством и т. д. Первая группа статей (статьи 1-2) частично повторяла и дополняла статьи трактата, касавшиеся статуса Римского папы, гос. статуса католицизма, свободного и независимого осуществления Папским престолом духовной власти, самостоятельной юрисдикции в церковных вопросах, свободы сообщений Папского престола (среди прочего было упразднено право «placetum regium», т. е. обязательное согласие светской власти на публикацию указов, писем, булл и др. документов Папского престола). Итал. правительство обещало запрещать все то, что противоречило священному характеру Рима как местонахождения Римского папы и центра католич. мира.
Следующая группа статей (статьи 3-10) определяла привилегии католич. духовенства. Клирики, монахи и семинаристы освобождались от воинской повинности, за исключением случаев всеобщей мобилизации, когда их могли призвать в качестве военных капелланов или направить в санитарные части (ст. 3). Клирики могли поступать на гос. службу с согласия правящего епископа, но не могли занимать к.-л. должностей, предполагавших работу с населением, если были подвержены церковным санкциям (ст. 5). Гарантировалась тайна исповеди, т. е. невозможность допроса клирика о сведениях, полученных им во время совершения таинства Покаяния (ст. 7). В случае совершения преступления клириком королевский прокурор должен был сообщать об этом правящему епископу (ординарию) и действовать по соглашению с ним. В случае ареста служителя церкви с ним должны были обращаться в соответствии с его саном, а в случае осуждения - направлять в места отбытия наказания, отдельные от мирян (ст. 8). Культовые здания наделялись иммунитетом, т. е. не могли быть реквизированы или заняты, а представители итальянской власти могли входить в них только с согласия церковной власти (статьи 9-10).
Ст. 11 объявляла выходными днями воскресенья и великие церковные праздники (первый день года, Богоявление, поминовение св. Иосифа Обручника, Вознесение, праздник Тела Господня, поминовение св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Девы Марии, праздники Всех святых, Непорочного зачатия, Рождество). В эти дни за праздничной мессой предписывалось возносить молитвы о короле Италии и благоденствии Итальянского государства (ст. 12). Статьи 13-15 определяли порядок назначения священников в вооруженные силы Итальянского гос-ва. Группа статей (16-18) предусматривала изменение границ диоцезов в соответствии с гос. границами Италии и границами областей. Никакая часть территории, находящейся под властью короля Италии, не должна быть подчинена епископам другого гос-ва, и ни один диоцез Итальянского королевства не может включать территории, к-рые бы принадлежали др. гос-ву.
Значительная группа статей (статьи 19-26, 29-33) затрагивала вопросы реорганизации церковного законодательства. Ст. 24 отменяла права «exequatur» (т. е. контроль гос-ва над управлением церковным имуществом и замещением церковных должностей) и «placetum regium», сохранявшиеся за гос-вом по Закону о гарантиях, однако Папский престол должен был согласовывать избранные кандидатуры с итал. правительством. Епископы должны были приносить присягу на верность итал. правительству по формуле: «Перед лицом Бога и Святым Евангелием я клянусь и обещаю быть верным Итальянскому государству и уважать (а также заставить мою паству уважать) короля и правительство, созданное согласно конституционным законам государства. Я клянусь и обещаю также не участвовать ни в каких союзах, могущих нанести вред Итальянскому государству и общественному порядку, а также не позволю принять в них участие своему клиру. Заботясь о благе и интересах государства, я приложу все усилия, чтобы избежать любых действий, способных повредить указанным интересам» (ст. 20). Разрешением противоречий между церковной и светской властями по кандидатурам на замещение низших бенефициев должны были заниматься комиссии, составленные из 2 представителей гос-ва и 2 представителей Папского престола. Церковные должности не могли занимать лица, не имеющие итал. подданства. Итал. правительство обязывалось также пересмотреть законодательство в тех пунктах, где оно касалось религ. вопросов, приведя его в соответствие с положениями, включенными в Л. с. Приходы и монашеские конгрегации получали статус юридических лиц, при этом здания, находящиеся во владении монашеских конгрегаций, освобождались от налогов.
В вопросе о церковном браке Папский престол добился признания его правового статуса, равного гражданскому браку. Согласно ст. 34, после совершения церемонии бракосочетания священник должен был зачитать молодоженам положения итал. законодательства о браке, разъяснив им юридические последствия бракосочетания, и в течение 5 дней сообщить о состоявшемся бракосочетании гражданским властям. Вопрос об аннулировании брака должен был рассматриваться церковными властями, что крайне затрудняло процедуру развода.
Проблемам религ. образования посвящены статьи 35-40. Преподавание христ. вероучения объявлялось «основой и увенчанием народного образования». Предполагалось, что Папским престолом и Итальянским гос-вом совместно будут выработаны программы начального и среднего религ. образования. В церковных школах устанавливался обязательный гос. экзамен, и выпускники этих школ уравнивались в правах с выпускниками гос. школ (ст. 35). Руководители гос. (фашистских) молодежных орг-ций («Балилла» и «Авангардисты») должны были составлять свое расписание так, чтобы не препятствовать молодым людям по воскресным и праздничным дням «исполнять их религиозный долг» (ст. 37). Католич. учебные заведения зависели только от Папского престола (ст. 39), их дипломы признавались Итальянским гос-вом (ст. 40). Ст. 43 конкордата признавала орг-ции «Католического действия» и разрешала их деятельность при условии, что она не будет иметь политический характер.
Избранный 20 апр. 1929 г. новый парламент, фактически состоявший только из членов Национальной фашистской партии, 10 мая приступил к обсуждению Л. с., а также законопроектов о применении норм конкордата, относящихся к браку, о церковных орг-циях и гражданском управлении наследством, предназначенным для культовых целей, и о «дозволенных культах» (culti ammessi), т. е. деятельности некатолич. религ. общин. 14 мая Л. с. были ратифицированы палатой депутатов, а 27 мая - сенатом. В память о заключении Л. с. по распоряжению Муссолини от площади св. Петра была проложена Виа-делла-Кончилиационе.
После падения фашистского режима Муссолини и упразднения монархии была принята Конституция Итальянской Республики (22 дек. 1947), в к-рой провозглашались равноправие граждан без различия религ. убеждений и свобода деятельности всех религ. конфессий, но в то же время оговаривалось сохранение юридической силы за Л. с. (часть 2 ст. 7). Принятый в дек. 1970 г. Закон о разводе (т. н. Закон Фортуна-Базлини) вызвал протест Папского престола, указавшего на его противоречие со ст. 34 конкордата, однако проведенный 12 мая 1974 г. референдум сохранил данный закон в силе. 18 февр. 1984 г. председатель Совета министров Италии Б. Кракси и гос. секретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашение об изменении Л. с., согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Италии отказывалась от статуса католицизма как единственной гос. религии, что было связано с принципом религ. свободы, утвержденным декларацией «Dignitatis humanae» Ватиканского II Собора. Была подтверждена независимость Римско-католической Церкви от гос-ва, Папскому престолу было предоставлено право назначать епископов (ординариев) на кафедры и др. церковные должности в Италии без к.-л. уведомлений итал. правительства о кандидатурах; была отменена присяга, установленная ст. 20 конкордата. Доходы Римско-католической Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета, отменялось ее гос. финансирование. Ст. 8 Соглашения вносила изменения в положения о браке: гос-во гарантировало юридическое признание брака, заключенного в католич. Церкви, при условии, что он был заключен в соответствии с действующим гражданским законодательством; требование церковного аннулирования брака для развода было удалено. Уроки католич. катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия по выбору учащихся и их родителей. 20 мая 1985 г. был принят закон, вносивший изменения в Л. с. в том, что касалось взимания религ. налога: было установлено взимание с граждан 0,8% подоходного налога, к-рые по желанию налогоплательщика могли быть перечислены католич. Церкви, др. религ. общинам или направлены в благотворительные фонды. 3 июня 1985 г., после ратификации итал. парламентом и обмена ратификационными грамотами между Папским престолом и итал. правительством, поправки в Л. с. вступили в силу.